Русская Атлантида - город праведников, ждущий Второго пришествия

11:05 19 июня 2023
Павел Лопанцев
981
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться

Легенда о невидимом граде Китеже гласит, что его сможет увидеть только тот, кто чист душой и сердцем

На севере Нижегородской области, недалеко от границы с республикой Марий-Эл, в лесах близ села Владимирское Воскресенского района от глаз невнимательного путешественника скрылось озеро Светлояр - единственный во всем регионе памятник природы федерального значения. 15 лет назад окрестности озера вошли в состав природного парка "Воскресенское Поветлужье", а в 2015 году историческое поселение село Владимирское вместе с озером получило статус достопримечательного места "Культурно-ландшафтовый комплекс "Озеро Светлояр и село Владимирское". Эти дивные места мне довелось посетить в начале мая во время поездки в Нижегородскую область.

Так чем так интересно небольшое село, с населением в несколько сотен человек и лесное озеро неподалеку? В первую очередь, это легенда о граде Китеже - городе, по преданию, построенном Великим князем Юрием Всеволодовичем, основателем Нижнего Новгорода.

Одним из старейших источников легенды о граде Китеже на берегу озера Светлояр является рукописная книга "Китежский летописец", широко распространявшаяся в старообрядческой среде.

Согласно повествованию этой книги, Великий Князь Юрий Всеволодович построил на берегу озера город Большой Китеж, который был известен своими белокаменными церквями и золотыми куполами, а также стал духовным местом и местом паломничества. Процветал город до нашествия хана Батыя на Русь. Князь и большая часть его дружины погибли в неравной схватке с Батыевым войском в битве на реке Сить. После этого монголы без особого труда захватили Малый Китеж (ныне - Городец Нижегородской области) и хан Орды нацелился на Большой Китеж. Но перед ним встала проблема - в густых лесах город было фактически невозможно найти.

Однако нашелся предатель - житель Малого Китежа Гришка Кутерьма согласился показать захватчикам путь к озеру, на берегах которого стоял чудесный город.

Легенда гласит, что в бой с врагом вступили три китежских богатыря, однако даже ценой своей жизни они не смогли остановить ханское войско. Чтобы спасти город, с небес на землю спустился сам Георгий Победоносец, однако конь святого споткнулся, и он понял, что спасение Китежа - не его задача (по поверью, на месте, куда провалилось копыто коня, забил святой источник Кибелек).

И когда орды чужеземцев были готовы захватить Китеж, свершилось чудо. Сначала воины Батыя были поражены тем, что у Китеж-града вообще не было укреплений, и решили, что он станет легкой добычей. Тем более, местные жители даже не готовились к обороне - горожане просто молились Богу, начиная с вечера и до утра - хан планировал взять город на рассвете. Но перед самой атакой вражеского войска зазвонили вдруг церковные колокола, затряслась земля, и на глазах изумленных татар Китеж стал погружаться в воды Светлояра. Испуганные захватчики разбежались по лесу и наблюдали, как город, здание за зданием, накрывался волнами, пока вообще не исчез из виду.

На самом деле у этой легенды неоднозначные финалы. И люди трактуют ее по-разному. Кто-то утверждает, что Китеж ушел под воду, другие - что он погрузился в землю. Бытует и такая теория - город от татар закрыли горы. Другие верят, что он поднялся в небо. Но самая интересная интерпретация гласит, что Китеж попросту стал невидимым.

Вот как описывается судьба города в "Китежском летописце": "И невидим будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова, что и в прежние времена бывало, как свидетельствуют жития святых отцов… И сей град Большой Китеж невидим стал и оберегаем рукой Божиею - так под конец Века нашего многомятежного и слез достойного покрыл Господь тот град дланию своею. И стал он невидим по молению и прошению тех, кто достойно и праведно к нему припадает, кто не узрит скорби и печали от зверя-антихриста".

Несмотря на то, что Китеж-град нередко называют маленькой русской Атлантидой, смысл сказания чудесного исчезновения города на берегу озера Светлояр диаметрально противоположен. Атлантида погрузилась в океан, наказанная богами за то, что ее жители погрязли в грехах. Китеж, наоборот, был спасен Богом за праведность горожан и их безграничную веру в Создателя. Местные старообрядцы верят, что город станет снова видимым в день Страшного Суда - когда мертвые восстанут из могил, поднимется из воды и Китеж. Вместе с тем, бытует мнение, что увидеть город возможно и сейчас, но может это сделать лишь человек, в котором нет греха - он различит отражение церковных маковок и белокаменных стен в водах озера Светлояр. Среди людей, совершивших паломничество в эти края, есть и те, кто утверждают, что обходя озеро, слышали перезвон колоколов китежских соборов. А еще рассказывают, что в полночь можно увидеть, как со дна озера поднимаются зажженные свечи - плавают по озеру и мерцают. Но опять же - это не каждый увидит. В старину часто рассказывали, что были встречи и с китежскими жителями, а некоторые торговцы продавали им хлеб, а потом теряли своих покупателей из виду - город снова исчезал под толщей воды.

На самом деле, легенд, связанных с городом Большим Китежем и озером Светлояр довольно много, и не все они старообрядческие - некоторые вообще не имеют отношения к христианству. Озеро считалось местом силы для язычников дохристианских времен, а одно из сказаний относится к марийскому фольклору (с давних времен и по сегодняшний день марийцев в этих краях живет немало). Это сказание о страшной Девке-турке (турка - не от названия народности, а потому, что была верхом на гигантском туре), которая "набежала на святой город, а он у нее под копытами и провалился. И стало над ним Светлое озеро". Кстати, среди марийцев бытует легенда о том, что спасаясь от преследователей - монгольского войска, их предки в этих местах ушли под землю.

Интересную и популярную у приезжих легенду о Светлоярской рыбине, которая ходит в озере и пугает людей - стережет Китеж-град от посторонних глаз, рассказала наш гид Екатерина. Эта же легенда гласит о том, что на дне озера растет непролазный лес, а где-то под ним спрятался град Китеж. Вообще, на Светлояре православные и народные (если не сказать, языческие) традиции сплелись весьма причудливым образом. Так считается, что обход, а еще лучше - оползание озера с молитвой, может помочь очиститься от грехов или вымолить человека, попавшего в беду. Также есть здесь обычай при богомолье вешать на деревья специально привезенные для этого образа - кланяясь земными поклонами на образа, кланяются одновременно с этим и дереву. Притом, этим традициям уже сотни лет - еще писатель В.Г. Короленко записал особую "молитву" березе, услышанную им на Светлояре: "Ой, береза, матушка! На церковной главе выросла! Помилуй нас!".

Так что же говорит наука об озере Светлояр и почти мистическом Китеж-граде? Что здесь быль, а что мифы или, по-русски говоря, просто сказки?

Так, если говорить о книге "Китежский летописец", несмотря на безграничную веру новгородских старообрядцев в ее глубокую древность (и в то, что в ней содержится "подлинная история"), можно с уверенностью сказать, что в фактах, приведенных в рукописи, прослеживаются явные логические нестыковки. В частности, историки отмечают, чтобы осуществить все приписываемые ему деяния, основатель Китежа князь Георгий Всеволодович должен был бы прожить более двух сотен лет. Древность и оригинальность текста рукописного "летописца" также под большим сомнением.

Так, исследователь В.Л. Комарович пришел к выводу, что текст книги представляет собой компиляцию "Летописца об убиении благоверного князя Георгия Всеволодовича" и "Повести и взыскания города сокрытого Китежа". Также в своем исследовании Комарович утверждает, что книга была создана в период между 1702 и 1790-м годами.

Что касается самого озера, единого мнения о его происхождении нет. Высказывались гипотезы о ледниковом, вулканическом, метеоритном происхождении Светлояра. Гидрологическое исследование озера, проведенное в 2012 году экспедицией сотрудников Института озероведения РАН под руководством доктора географических наук М.А. Науменко, составило цифровую модель Светлояра на основе более 22 тысяч измерений, проведенных с помощью современного эхолота. Так установлено, что объемы озера более одного миллиона кубических метров, максимальная длина и ширина - 472 и 338 метров соответственно, самая глубокая точка озера - 32,3 м. Кстати, мог ли в теории уйти под воду Светлояра град Китеж? В самом глубоком участке озера может поместиться Владимирский Успенский собор - самое монументальное сооружение Владимирско-Суздальской Руси домонгольского периода.

Проводились и зоологические исследования озера, первое из них было выполнено еще в конце позапрошлого века ихтиологом Н.А. Варпаховским. В "Материалах для изучения рыб Нижегородской губернии" им был приведен перечень обитателей озера: речной окунь, щука, ёрш, налим, обыкновенная плотва, обыкновенный карась, язь, верховка, вьюн. О наличии какой-либо экзотической "царь-рыбы" в исследовании Верховского и других ученых не упоминается.

А вот вода в озере, действительно, необычная - бытует немало рассказов о ее исцеляющих и даже волшебных свойствах. Считается, что вода Светлояра заживляет порезы, улучшает самочувствие, поднимает настроение. Это может быть связано с пониженным содержанием в ней изотопа водорода - дейтерия по сравнению с природной распространенностью, что установлено спектральными исследованиями светлоярской воды. Облегченная по дейтерию вода становится высокоэнергетическим субстратом и активирует процессы метаболизма.

Как бы там ни было, ежегодно тысячи туристов посещают озеро и его окрестности. Кто-то верит в живительную силу воды и чудесную ауру возле озера, кто-то рассчитывает услышать звон колоколов китежских храмов. Есть и те, кто пытаются использовать озеро как языческое место силы - экскурсоводы рассказывают, были случаи установки на берегах Светлояра статуй языческих богов.

Село Владимирское находится на окраине леса, где раскинулась водная гладь Светлояра. Здесь же, на улице Пролетарской, находится историко-художественный музей "Китеж". Экспозиции музея занимают здание бывшей сельской школы и второй этаж детского центра. Первая часть посвящена истории села и озеру Светлояр, а вторая - искусству керамики. В залах музея можно узнать о культуре и традициях предков, о знаменитых людях села и его современной жизни. А сотрудники музейно-туристического комплекса “Град Китеж”, расположенного на центральной улице села - Советской, проводят пешие экскурсии от окраины Владимирского до Светлояра. На одной из них мне удалось побывать. Несмотря на холодную погоду в регионе (за день до посещения окрестностей озера в Нижнем Новгороде и районах области шел мокрый снег с дождем), на экскурсию в выходной предпраздничный день приехала на автобусе группа туристов из Санкт-Петербурга - более 30 человек. Пройдя тропами вокруг озера вместе с гостями из Северной столицы, удалось узнать много интересных фактов о прошлом и настоящем озера Светлояр, ставшего ярким образом не только в российской, но и в мировой культуре.

Особенно выделяется на лесистых берегах озера храм-часовня в честь Казанской Иконы Божией Матери. Набожный народ всегда почитал это место, именно здесь исторически располагались различные православные строения: от молитвенных землянок до церквей.

Нынешняя церковь построена на народные пожертвования в конце 90-х годов и освящена в начале XXI века. Этот храм подобен той церкви, которую на этом же месте воздвигли владимирские крестьяне Артемьев и Афанасьев в 1823 году и которая в 30-х годах ХХ века по инициативе местного учителя была разобрана, а материал использовался для строительства школы. Достоверно известно, что построенная школа вскоре сгорела, а учитель ослеп. Именно эту часовню изобразил на своем рисунке писатель В.Г. Короленко в 1905 году. Что касается мифического Китеж-града, то и ему посвящены несколько картин. Одна из них - "Град Китеж" (другое название - "В лесах") написана художником Михаилом Нестеровым в период 1917-1922 гг. По мотивам легенд о таинственном городе создавал картины Константин Горбатов - "Невидимый град Китеж" (1913 г.) и "Потонувший город" (1933 г.).

Образ Китежа использовался в музыке - как в классической (Сергей Василенко в 1902 году создал оперу "Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светлояре", а Николай Римский-Корсаков в 1907 году - "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"), так и в современной. У бардов Георгия Георгиевского и Александра Непомнящего есть песни с одинаковым названием "Китеж", у новосибирской группы Silenzium - "Китеж-град", у славянской арт-группы "Pagan Reign" - "Огни Китеж-града". В литературе Китеж-град и аллюзии на него встречаются в произведениях братьев Стругацких, Бориса Акунина, Сергея Городецкого и других. Нашлось место образу города и в отечественном кинематографе, а в американо-британской компьютерной игре "Rise of the Tomb Raider" (с англ. - "Восхождение Расхитительницы Гробниц") часть действия происходит в Китеж-граде. Правда, "выдающаяся" фантазия западной культурной мысли проявилась и тут - сценаристы не нашли ничего лучше, чем изобразить Китеж-град в Восточной Сибири, а на его месте, по их мнению, обязательно должна находиться заброшенная советская военная база, а ранее - одно из учреждений системы ГУЛАГ. Ну, “образованность” американской публики давно стала притчей во языцах, так что не удивляемся такой версии.

Так был ли на берегах Светлояра великолепный град Китеж или истории о нем - всего лишь фольклор и старообрядческие легенды? Однозначный ответ на этот вопрос не даст, пожалуй, никто. В наши дни, гуляя по берегам лесного озера, созерцая красоты природы с минимальным воздействием на нее цивилизации, трудно представить, что когда-то здесь был прекрасный город с величественными православными храмами и многочисленными жителями, безоговорочно верившими в Спасителя, и за свою веру получившими шанс на новую жизнь. Если был такой город, значит, была на русской земле настоящая утопия, которая утонула на дне озера и скрыта от глаз людских не просто так. И как тут не вспомнить, что в переводе с древнегреческого, утопия - место, которого нет.



Своим мнением о легендах и былях Светлояра поделилась участница экскурсии на озеро Екатерина Сидорова, жительница г. Саратова:

- Изо всех многочисленных легенд об озере Светлояр мне особо запомнилась про "Девку-Турку" - не могу сказать, что верю в подобные басни, но художественно легенда оформлена очень красиво. Что касается самого озера, лично меня оно впечатлило скорее своей историей, нежели особой природной красотой. И больше всего удивляет, что по настоящее время Светлояр и его окрестности являются центром притяжения и святыней для людей различных вероисповеданий, а на берегах озера проводятся различные обряды - от языческих до православных. Это ярчайшее доказательство того, что на Руси с давних времен и по сегодняшний день сохранилась привычка - мешать веру в Бога и традиции, дошедшие до нас из глубин древних времен, когда наши предки в лесах поклонялись идолам и явлениям природы. И, видимо, велика эта связь двух культур, раз сохранилась она до современности.

Источник: газета "Новая жизнь", № 23 (10705) от 15 июня 2023 года


На снимках: озеро Светлояр (май 2023 года); один из информационных стендов на экотропе "Сказки и были Светлояра"; Часовня на Светлояре. Рисунок В.Г. Короленко, 1905 год; храм-часовня в честь Казанской иконы Божией Матери, постороенный на берегах Светлояра в конце ХХ века; эскиз декорации к опере "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (художник Иван Билибин, 1929 г); картина Константина Горбатова "Невидимый град Китеж", 1913 год