От села Некрасово до Некрасовского путепровода, или Вехи большого пути

15:00 26 марта 2023
263
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться

27 октября 2020 года во Владивостоке состоялась торжественная церемония открытия мемориальной доски Почетному гражданину города, Герою Социалистического Труда Петру Шугурову. Ее установили на фасаде жилого дома на Океанском проспекте, 90, где проживал Петр Егорович.

Несмотря на неприветливую осеннюю погоду, на церемонии было многолюдно: присутствовали представители Законодательного собрания Приморья и думы города, сотрудники управления культуры администрации Владивостока, почетные граждане, близкие и родные Петра Шугурова.

На открытии мемориальной доски была внучка Петра Шугурова - Елена Зленкова, которая живет в этом доме. Она поблагодарила администрацию города и Совет почетных граждан за внимание к памяти ее дедушки.

Собравшиеся вспомнили о многочисленных заслугах Петра Егоровича. Он более 45 лет проработал он в тресте "Подземстрой" - под руководством Петра Шугурова коллектив стал одним из лучших. При его участии построено множество объектов во Владивостоке, одна из последних больших работ - строительство Некрасовского путепровода.

Трудовые достижения Петра Шугурова получили высокую оценку: ему присвоено звания Героя Социалистического Труда, Заслуженного строителя РСФСР и Почетного гражданина Владивостока. Награждён орденами "Знак Почёта"(1966 г.) "Трудового Красного Знамени" (07.05.1971 г.), Ленина (1981 г.), медалями.

А начиналось все в селе Некрасово Красноармейского района, называемом в 1937 году, когда родился Петр Егорович, Норка.

В 1952 году закончил Некрасовскую школу-семилетку. Трудовую деятельность начал электрослесарем совхоза "Некрасовский".

В 1957-1961 годах проходил службу на Военно-Морском Тихоокеанском флоте. После увольнения в запас остался жить в городе Владивостоке.

По комсомольской путёвке поступил на службу в специализированное управление №6 (СУ-6) треста "Подземстрой" рабочим, через 3 месяца стал бригадиром. Окончил строительный техникум, вечернее отделение. В 1970-х годах стал бригадиром комплексной бригады и вывел её в число самых лучших.

При его участии построено множество объектов в городе Владивостоке: канал Первой Речки, КПД-210, трубный цех, котельные, множество других сложных объектов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1981 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий десятой пятилетки и социалистический обязательств, Шугурову Петру Егоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".

И после достижения пенсионного возраста Шугуров остался в строю. В 1996 году в качестве генерального директора возглавил трест "Подземстрой-6", которым успешно руководил почти 10 лет. Последняя большая работа П.Е. Шугурова - строительство Некрасовского путепровода во Владивостоке.

Некрасовский путепровод - главная дорожная артерия Владивостока, которая связывает центр Приморского края и морские порты региона с федеральной трассой Владивосток - Хабаровск.

В конце 1990-х годов "Ленгипротранс" разработал проект реконструкции путепровода с пристройкой железобетонной эстакады с целью уширения проезжей части и улучшения экологической ситуации в прилегающей жилой зоне. Эстакада проходит через улицы Гоголя и Некрасовскую на пересечении с проспектом Красного Знамени.

Эстакада имеет 4 полосы движения, ее протяженность со съездами составляет 880 м. На объекте применены железобетонные пролетные строения длиной 12-24 м.

Конструкция мостовых опор запроектирована с учетом их возведения на площадках строительства, насыщенных надземными и подземными коммуникациями, что позволяло сооружать опоры без выноса существующих трубопроводов и кабелей. В зависимости от положения коммуникаций корректировка документации конструкций опор выполнялась на месте проектной группой сопровождения строительства. Некрасовский путепровод соединил две части города в октябре 1963 г.

В августе 2002 года под руководством П.Е. Шугурова началось строительство дополнительной развязки с возведения новой эстакады протяженностью 880 м - от остановки "Некрасовская" до Тихоокеанского высшего военно-морского училища.

Финансирование проекта проводилось из краевого и федерального бюджетов.

Каким же он был, знаменитый Шугуров?

Вот как о Петре Егоровиче вспоминали его друзья-одноклассники в 2012 году: "Имя Героя Социалистического Труда Петра Шугурова во Владивостоке широко известно.                                                                          

Хотя его нет с нами уже 7 лет (07.04.1937-31.08.2005 гг.), но мы помним, помним. Мы с ним одногодки и одноклассники. Оба сидели за партами почти рядом в семилетней Некрасовской школе, что в Красноармейском районе на окраине Саратовской области. Сохранилась наша общая фотография тех лет, мы сфотографировались перед получением комсомольских билетов весной 1951 года.

После службы на Тихоокеанском Флоте Петр остался во Владивостоке и устроился на работу в СУ-6 треста "Подземстрой" рабочим. Здесь и протрудился более 45 лет…

Сколько он построил в городе - не перечислить: канал Первой речки, КПД-210, трубный цех, котельные, множество других сложных объектов. В 1970-х годах Петр Егорович стал бригадиром комплексной бригады и вывел ее в одну из самых лучших.

Его труд был удостоен высшей награды СССР - Звезды Героя Социалистического труда. В 1983 году ему, седьмому по счету в городе, присвоили звание Почетного гражданина Владивостока. В 1996 году коллектив "Подземстроя-6" не отпустил своего бригадира на пенсию. И Шугуров П.Е. возглавил предприятие.

Стали давно взрослыми его сын и дочь, выросли и пятеро внучат… Фамилия разрастается… А мы - его друзья и товарищи, помним и чтим светлую и добрую память о цельном и чистом человеке..."

В. и Л. Арсентьевы и А.Шевченко, Некрасово-Саратов-Москва"

Чрезвычайно скромный, лишенный честолюбия Петр Егорович избегал внимания прессы, но корреспонденту Марии Юрша из газеты " Новости Владивостока" удалось разговорить известного строителя.

Вот выдержки из ее статьи о Петре Егоровиче Шугурове:

"На втором часу беседы я призналась Петру Егоровичу, что до встречи с ним рисовала себе образ какого-нибудь Павки Корчагина наших дней, а вижу перед собой последователя Конфуция.

Он рассмеялся и хлопнул ладонью по столу:

- Ну, журналисты, даете! Я как тогда работал, так и сейчас работаю, - никакого героизма. В семидесятых годах, точно не помню когда, мне сообщили, что присвоили Героя Социалистического труда, потом пришла награда - Золотая звезда весом 36 граммов. К ней прилагается очень много социальных льгот. А что до философии, то можете под запись: жизнь надо принимать такой, как она есть, но в каждой отдельной ситуации человек выбирает свой путь. Не надо на перестройку обижаться, надо искать свое русло.

Бывая по долгу репортерской службы на различных планерках, совещаниях и штабах, частенько слышала: "Шугуров заходит на Снеговую...", "Работают Шугуров и "Примстройинвест", Шугуров - там, Шугуров - здесь... Оказалось, что Шугуров - это "Подземстрой-6". А еще высокий худощавый мужчина, одетый в скромный костюм. Петр Егорович сильно не любит пишущую братию и отклоняет всяческие интервью: "Что Шугуров? Я пенсионер и вообще, мне некогда" и тут же исчезает из нацеленных на него объективов. На открытии Семеновской площади глава города Юрий Копылов так и сказал: "Посмотрите на героя - это живая легенда Владивостока".

Солнечным утром после двухдневного дождя я появилась у большого ангара для техники ОАО "Подземстрой-6" и примыкавшего к нему двухэтажного здания конторы в районе поворота Тещин язык... Несколько промасленных механиков поведали мне об удивительной чехословацкой машине Tatra UDS-114, которой 20 лет от роду и которая появилась у них два года назад. Суперагрегат они полностью перебрали и получили шедевр: эта единственная в своем роде в городе машина ровняет откосы, роет ямы, на Алеутской очищала межрельсовое пространство, сегодня стоит на профилактике. В народе ее называют "бриллиантовой рукой". Для грейдеристов и экскаваторщиков "Подземстроя-6" самая жаркая пора наступает зимой, когда они убирают снег с улиц города.

А вообще работа есть постоянно, зарплаты хватает. Единственная жалоба - нет молодежи, опыт передать некому. Не хотят парни вкалывать, как отцы, предпочитают заниматься коммерцией. О Петре Егоровиче отзывы очень почтительные, через паузу. Но главное я вынюхала: несмотря на двухдневный простой, ни от одного работяги не тянуло спиртным. На предприятии с этим строго.

Здесь работает 95 человек, техники - около 50 единиц. Это сообщила мне сотрудница бухгалтерии Светлана Анатольевна. Она посоветовала приезжать к 8 утра или еще раньше, когда Петр Егорович проводит планерку: расставляет людей по местам и дает чих-пых. Только в это время по коридору слышен топот ног мастеров и бригадиров, а в 9 утра уже наступает тишина до 17-18 часов. На скромном джипе сам за рулем неожиданно подъехал Петр Егорович и согласился ответить на вопросы.

Первый вопрос Петр Егорович задал сам:

- Зачем мне много денег?

- Ну-у... - растерялась я.

- Борщ и кашу мне жена всегда приготовит, одежда у меня еще с советских времен. Дети пусть сами по жизни идут, зачем баловать? А вы знаете, что на 50 граммов колбасы надо съесть 2 килограмма овощей, чтобы диспропорция в организме не появилась? Если по полкило мяса в день есть, как некоторые пытаются меня убедить, что же с вами уже к 50 годам будет? Молоко свежее тоже не рекомендуется - только кислое. Мы и так слишком много всего потребляем...

Еще одно откровение. Оказалось, что Шугуров не гоняет людей впахивать в дождь и вообще не сторонник работы по-корчагински. Вот подсохнет дорога, тогда шугуровцы построятся и пойдут комплексно с размахом: впереди метут щетками уборочные машины, потом идет укладчик асфальта, завершают катки, чтобы ни зазора, ни трещинки. И будет стоять трасса по три года без ямочного ремонта, как на въезде во Владивосток реверсивка. И будут говорить конкуренты, что Шугурову по блату дают другой асфальт на заводе, что само по себе технически невозможно, но шутка такая у местных дорожников есть.

Петр Егорович на всех работах присутствует лично, потому что так его людям работается продуктивнее. На авралы вечером подвозит горячее питание. В общем, отец родной...

За воротами шугуровской конторы меня обогнала "бриллиантовая рука", знакомый уже механик высунулся из окна автомахины, махнул рукой:

- На Снеговую!

И почему-то стало спокойно за Снеговую. И вообще в душе еще долго жила уверенность, что все будет хорошо, - исходит от Петра Егоровича такая сильная позитивная энергия. С такими людьми, как он, наверное, и в самом деле все будет хорошо".

Статья эта была опубликована 31 августа 2002 года, а 14 июня 2005-го Петра Егоровича не стало…

Осталась память.

Вместо эпилога

На церемонии открытия мемориальной доски заместитель главы администрации Владивостока Азат Ислаев сказал: "У Владивостока богатый экономический и кадровый потенциал. Здесь живут и проходят свой профессиональный путь уникальные люди. Петр Шугуров - яркий тому пример. Петра Егоровича совершенно заслуженно называют строителем от Бога. Надеемся, что его жизненный путь станет примером для подрастающего поколения и предметом гордости для жителей города Владивостока".

К этим словам хотелось бы добавить следующее: мы, земляки Петра Егоровича Шугурова, также должны знать о нем, помнить и гордиться. И, наверное, было бы правильно, чтобы Аллея Героев в городском парке получила продолжение...