Морская душа

МЫ БУДЕМ ПОМНИТЬ
Продолжаем публиковать архивные статьи о наших ветеранах. Сегодня вспомним Алексея Ивановича Бурдеева (1924-2007 гг.), морского пехотинца, участника прорыва блокады Ленинграда. Он участвовал в штурме Кенигсберга, освобождал Восточную Пруссию, за что среди прочих боевых наград получил медаль Нахимова.
"Все дальше и дальше от нас война, уже десятилетия минули после ее окончания, но из-за дальнего-далека она приближается к нам в рассказах и воспоминаниях тех живых ее участников, которые прошли самые суровые испытания в великой битве с фашизмом. Одно из таких - оборона блокадного Ленинграда и течение девятисот страшных и голодных дней и ночей, и прорыв окружения немцев 27 января 1944 года, то есть 60 лет назад. Алексей Иванович Бурдеев, участник тех памятных событий, до сих пор считает, что забыть можно многое из того, что пережил на войне, но не забывается чувство самой войны, потому что оно пережито вживую.
Еще по дороге к фронту, а везли их в осажденный Ленинград, он, семнадцатилетний мальчишка из заволжской Питерки, только что закончивший школу, ощущал в своей жизни какое-то высшее мгновение самопожертвования - готовность ринуться в самое пекло боя. Их, этих боев, у него, морского пехотинца, потом было много и смерти не раз пришлось смотреть в глаза, ибо война и смерть неразделимы. Но тогда в них, молодых, сильных, с горячей кровью прочно жила вера в свое бессмертие.
Попал Алексей Иванович в Кронштадт в 260-ю бригаду, которая формировалась по приказу Г.К. Жукова из моряков, списанных на берег с кораблей Балтийского флота, не принимавших пока участия в боевых действиях на море. А вот на суше "черным дьяволам", как прозвали их фашисты, дел хватало. Обстановка была очень тяжелая. Немцы и белофинны постоянно атаковали, неоднократно пытались захватить Кронштадт - главную базу флота - и туже затянуть петлю голода, на осажденном Ленинграде. Город, постоянно обстреливаемый дальнобойной артиллерией, страдал от холода и голода, но не сдавался. Не сладко было и его истощенным защитникам: много ли сил прибавится от ежедневной солдатской пайки - 260 граммов хлеба и ложки баланды? А боевые действия их бригада вела не только днем, но и ночью, в зависимости от оперативной обстановки. С темнотой минировали во льду подходы к Кронштадту, а с рассветом штурмовали острова Балтийского моря, шхеры Выборгского залива, где стояла артиллерия немцев и белофиннов. За морские операции наградили рядового Бурдеева только что введенной для флота наградой - медалью Нахимова. За взятие острова Биорки - орденом Красной Звезды. Героические действия войск Ленинградского фронта дали свои крупные плоды: в январе 1943 года в районе станции Мгла была пробита брешь шириной в 3 километра, в которую могли проходить поезда. И хотя немцы непрерывно обстреливали из артиллерии и бомбили эту вторую "Дорогу жизни" для блокадного Ленинграда, но перекрыть ее так и не смогли.
Навсегда Алексей Иванович запомнил то морозное утро 27 января 1944 года, когда раздался страшный рокот снарядов, выпушенных по позициям фашистов из всех видов наличной артиллерии, в том числе с бронепоезда и крейсера "Марат", и даже из трех дальнобойных мощных орудий, времен гражданской войны. Огонь велся по Царскому селу и Петергофу, где намечался основной прорыв вражеского окружения. А после стремительного наступления, под общее ликование нескончаемой вереницей потянулись пленные немцы. Вид у них был далеко не воинственный, и наши женщины колотили их, чем попало, а потом с плачем отходили. Еще были тяжелые бои на Карельском перешейке против финнов, особенно опасных своими меткими снайперами-"кукушками". Бои, бои… Это и трудные дороги Восточной Приссии, раскисшие от сырого прибалтийского снега чужие пашни, покинутые жизнью островерхие дома и кирхи, неумолчный гул победного наступления на шоссейных дорогах, а потом, после госпиталя, штурм Кенигсберга. Бойня была страшная, ведь немцы отчаянно сопротивлялись до последнего дня, до последнего часа войны. Дралась морская пехота рядом со штрафными батальонами, и мало кто остался невредимым. Но ничто в памяти Алексея Ивановича не сравниться с тем, что он пережил, когда, беззащитный, преодолевал бесконечные сто шагов до окопа от снайпера-"кукушки", который притаился за озером на дереве и стрелял по нему, собиравшему хворост для костра на привале, издалека. Две пули легли под ногами, а третью опередил наш снайпер, снявший белофинна с дерева. Вот и живет до сих пор в его душе трагически-торжественная память о войне…
Закончилась война для Алексея Ивановича только в 1947 году. Демобилизовался уже с Черноморского флота. Там нашла его очередная награда - медаль "За освобождение Ленинграда".
Потом была учеба в юридическом институте, интересная работа следователем и многие годы - прокурором в нашем районе. В настоящее время кавалер многих правительственных наград, инвалид второй группы, ветеран войны и труда, старший советник юстиции Алексей Иванович Бурдеев - на заслуженном отдыхе. Всю жизнь он посвятил защите Отечества не только в военное, но и в мирное время, и примечательно, что в марте этого года он будет отмечать "золотой" юбилей семейной жизни, а в сентябре - свое восьмидесятилетие. Но душой Алексей Иванович не стареет, он и сейчас по-молодому очень подвижный человек. Морская душа, одним словом.
Николай СВИСТУНОВ,
22 января 2004 года
После войны Алексей Иванович посвятил себя службе Отечеству в мирное время, работал в правоохранительных органах. Несмотря на возраст и трудности, он сохранял бодрость духа и остался верен своим принципам, являлся примером стойкости и преданности. Его жизнь - это пример мужества, самоотверженности и любви к Родине, как на фронте, так и в мирной жизни.
Ушел из жизни А.И. Бурдеев в 2007 году.
-
13:00 1 августаСаратовские аграрии собрали два миллиона тонн урожая
-
12:54 1 августаПрограмма "Дворовый тренер" дарит детям любовь к спорту
-
9:15 1 августаВ Саратовской области пройдет конкурс на лучшую учебно-материальную базу по гражданской обороне
-
8:34 1 августаСаратовские врачи напомнили, как сохранить печень здоровой